top of page
Search

Возвращение к Заповедям Царства: Заповедь Первая

  • Writer: sasha zhigankova
    sasha zhigankova
  • Mar 14
  • 13 min read

Хочу вместе с вами вернуться к циклу Заповеди Царства Святой Руси. (См. Первая Заповедь - здесь, Пятая Заповедь - здесь, по ссылочке. Вторая Заповедь (ВЗ) - здесь. См также (лучше их перечитать снова и снова) статьи "Заповеди Царства Святой Руси и Закон Божий" и "Заповеди Царства Святой Руси", также Человек есть изображение Бога: Вторая Заповедь Царства, Новозаветняя перспектива)

Заповеди Царства Святой Руси - это те же самые заповеди Закона Божия, что даны в Священном Писании. Эти Десять Заповедей - как десять Блаженств - дают нам совершенную силу. Почему же ее нет? Почему же она проявляется пока лишь в некоторых людях, и то - отчасти?

Вот какую притчу по этому вопросу написал гениальный писатель и провидец Джон Толкин - это Притча о кольцах власти, дарованных на Землю. Эти кольца - дары Небес, дары Бога, призванные выстроить на Земле - Райский Сад, и вполне способные на это. Но что-то пошло не так. Над этими кольцами появилось еще одно кольцо - Кольцо Всевластия, прямиком из ада. Оно связало эти кольца и подчинило своей воле.

Эти чудесные "кольца власти" - есть Заповеди Божии (Десятисловный Закон и есть Заповеди Блаженства). А это Кольцо Всевластия, которое связало их, превратило в 10 "назгулов" - это Религия.

На следующей неделе я представлю вам, друзья, целый цикл, над которым теперь интенсивно работаю - это цикл об этом самом Кольце Всевластия у Толкига и в Писании. Так что у вас будет еще возможность выслушать меня, и если вам будет угодно - покритиковать меня. Поэтому я не буду сегодня даже начинать вам показывать, что хотел сказать Толкин. Я лишь кратко покажу, что хотел сказать - и сказал - Бог. И я бы мог выбрать тысячи мест из Священного Писания, чтобы сделать это, но я обращусь прямо к сердцу Писания - к Десятисловному Закону.

Мы и прежде уже в рамках цикла "Заповеди Святой Руси обращались к Десятисловию как основе Закона Святой Руси. Действительно, Закон Божий - это Закон Царства. Его презентация начинается с Десяти Заповедей (Исход 20) и продолжается множеством глав, которые представляют эти заповеди так сказать "юридически", то есть в преломлении к конкретным жизненным ситуациям, обычным и необычным. Мы не будем сегодня всего этого делать а лишь посмотрим на первые две Заповеди, которые выходят как бы дуплетом, чтобы наверняка поразить свою цель. И, думаю, что настало время для точного попадения этих Заповедей в цель! Но разберем сегодня подробно только одну Заповедь - самую первую.

И изрёк Бог все слова сии, говоря:

1 Заповедь: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2 Заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Давайте их поймем и сформулируем в свете Новозаветнего откровения, в свете Заповедей Блаженства. Они не изменились - они лишь раскрылись.

Итак, Первая заповедь в том, что есть только один Бог, заботливый Отец, проявивший Себя в Исходе из Египта.

Это - первые слова, начало Заповедей Божиих и следующего за ними юридического толкования, которое простирается до конца 23 главы. А теперь, внимание, последние слова этого прояснительного блока, которыми и заканчиваются Заповеди:

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил;
21 блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Моё в Нём.
22 Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять всё, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
23 Когда пойдёт пред тобою Ангел Мой и поведёт тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их,
24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:
25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Исход 23

Кто есть этот таинственный Ангел, которого послал Господь? Сам Бог? Бог говорит об этом Ангеле как о Самом Себе! Бог вывел народ из Египта. Как? Послал Ангела Своего, Который и представлял Бога. Кто этот Ангел? Это Моисей! Его избрал Бог, Его послал вести народ, и все благополучие народа зависело от послушания этому Ангелу! Вы слышите?

Бог, Единый Бог, был представлен в Моисее - в Своем Помазаннике, а затем в Иисусе Навине, который и введет народ в Обетованную Землю! Но при этом Моисею - этому Ангелу Божию - поклоняться не следовало, но слушать его. Все поклонение было направлено Тому, Кто послал Моисея, Кто действовал через него, Кто жил в нем - Бога Отца, Живаго в Моисее через Святого Духа! А не Земле люди ничему не должны кланяться - потому что люди, нося в самих себе образ и подобие Божие, выше всего сотворенного.

Люди почему-то читают Заповеди, читают, к примеру, Первую Заповедь - но не читают, что Сам Бог сказал о ней, а потому и впадают во всякие религиозные безрассудства. Бог навсегда связал Себя со Своими детьми - помазанниками - без которых немыслимо ни соблюдение заповедей, ни процветание народа. Интересно, что религия началась как раз точно тогда, когда Моисей, Помазанник Божий, видимый представитель Бога на Земле, скрылся на какое-то время (на сорок дней) из внимани народа - Бог пригласил Его в гости:

1 И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали;
2 Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. Исход 24

Это происходит сразу же после того, как даны были Заповеди, толкования к ним и подчеркнута роль Бога как Ангела или Моисея. Бог пригласил бы и всех к Себе в гости, но люди в самом начале категорически отказались от этого. Первыми словами записанными в Писании сразу после 10-ой заповеди были:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали.
19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Исход 20

Бог хотел всех к Себе пригласить - и хотел, чтобы Его пригласили. Но Бог отнюдь не навязывается. Люди не приняли Его тогда близко - и Бог понимал, не время еще этому было. Пока Он явил Себя только в Ангеле, который вывел народ из Египта. И этого было недостаточно, чтобы люди в полноте познали Отца. Должно было прийти еще откровение в Сыне Божием Иисусе Христе, и тогда Бог повторит попытку сблизиться с человеком:

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною." Откровение Иоанна 3:20

Но тогда, в пустыне, люди были не готовы к принятию Бога в себя. И как программа минимум им был дан Моисей, с которым эта Богонаполненность произошла - как залог того, что однажды людям будет доступна эта благодать сыновства, дочеринства, от которой они отказались еще в Эдеме, а потом еще и в пустыне.

Люди тогда, отказавшись от более близких отношений с Богом, Отцом их, сделали решительный шаг к тому, к чему они так привыкли в Египте и среди окружающих народов - к религии. Но черту они тогда еще не перешли, а черту эту Бог положил в Моисее как Своем помазаннике, как сыне. Моисей - это все, что стояло теперь между людьми и религией. Но Бог знал, что пока есть Помазанник - и пока есть уважение к нему, слушание его - религия будет бессильна перед живой чудотворящей верой. И люди будут получать свои благословения от Отца. Но если Помазанник отвергается, то народ подвергается проклятиям. Помазанник, таким образом, есть тоненькая ниточка на которой повешено благополучие народа. И если эту ниточку оборвать - неверием, сомнением, насилием - то народ падет.

Бог хотел, чтобы это был целый канат, чтобы все дети Его переплелись в один неразрывный канат. Но... не время было. Такое переплетение возможно только во Христе, как в Теле. Но и тогда на пути встанет зловещая тень религии.

А теперь, внимание, тот самый момент, когда религия объяла народ Божий. Как только Моисей скрылся из виду, изчез на месяц с лишним из их поля зрения, народ, воодушевляемый не кем-нибудь, а братом Моисея, Аароном - делает себе религию, создает золотого тельца:

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. Исход 32:1

Здесь все предельно ясно, как ясно и то, что народу было предельно ясно, что Моисей был "богом, который шел перед ними", как обетовал Бог, но куда-то подевался. Да и не привыкли люди к житию под харизматическими лидерами типа Моисея. Он, конечно, много для них сделал, но и заставил как следует потрепать им нервы. Он их из насиженных гнездышек вывел, какие-то там язвы на землю навел, с фараоном всех перессорил, подверг смертельной опасности их жизни, поставил их в тупик перед морем, заставил пройти через угрожающе нависающие над тобой воды... Бррррр... Короче, хорошего помаленьку. Рванули немного вперед (неизвестно еще куда - в пустыню) с этим Моисеем, но пора вернуться к нормальной, человеческой, спокойной и предсказуемой религии. Тем более, что первосвященник Аарон, которого Бог назвал "пророком", и который есть родной брат Моисея - совсем не возражает.

Так родилась религия - точнее, так пришла она к народу Божиему. Пришла и осталась. И проблема была не в этом тельце - потому что Бог и Сам сравнивает Себя, и выражает Себя в Тельце, как жертвенном животном:

6 и перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему. Откровение Иоанна 4

Реклама•16+

144 тыс подписчиков

Подписаться

Возвращение к Заповедям Царства: Заповедь Первая

Сегодня

228

9 мин

Хочу вместе с вами вернуться к циклу Заповеди Царства Святой Руси. (См. Первая Заповедь - здесь, Пятая Заповедь - здесь, по ссылочке. Вторая Заповедь (ВЗ) - здесь. См также (лучше их перечитать снова и снова) статьи "Заповеди Царства Святой Руси и Закон Божий" и "Заповеди Царства Святой Руси", также Человек есть изображение Бога: Вторая Заповедь Царства, Новозаветняя перспектива)

Заповеди Царства Святой Руси - это те же самые заповеди Закона Божия, что даны в Священном Писании. Эти Десять Заповедей - как десять Блаженств - дают нам совершенную силу. Почему же ее нет? Почему же она проявляется пока лишь в некоторых людях, и то - отчасти?

Вот какую притчу по этому вопросу написал гениальный писатель и провидец Джон Толкин - это Притча о кольцах власти, дарованных на Землю. Эти кольца - дары Небес, дары Бога, призванные выстроить на Земле - Райский Сад, и вполне способные на это. Но что-то пошло не так. Над этими кольцами появилось еще одно кольцо - Кольцо Всевластия, прямиком из ада. Оно связало эти кольца и подчинило своей воле.

Эти чудесные "кольца власти" - есть Заповеди Божии (Десятисловный Закон и есть Заповеди Блаженства). А это Кольцо Всевластия, которое связало их, превратило в 10 "назгулов" - это Религия.

На следующей неделе я представлю вам, друзья, целый цикл, над которым теперь интенсивно работаю - это цикл об этом самом Кольце Всевластия у Толкига и в Писании. Так что у вас будет еще возможность выслушать меня, и если вам будет угодно - покритиковать меня. Поэтому я не буду сегодня даже начинать вам показывать, что хотел сказать Толкин. Я лишь кратко покажу, что хотел сказать - и сказал - Бог. И я бы мог выбрать тысячи мест из Священного Писания, чтобы сделать это, но я обращусь прямо к сердцу Писания - к Десятисловному Закону.

Мы и прежде уже в рамках цикла "Заповеди Святой Руси обращались к Десятисловию как основе Закона Святой Руси. Действительно, Закон Божий - это Закон Царства. Его презентация начинается с Десяти Заповедей (Исход 20) и продолжается множеством глав, которые представляют эти заповеди так сказать "юридически", то есть в преломлении к конкретным жизненным ситуациям, обычным и необычным. Мы не будем сегодня всего этого делать а лишь посмотрим на первые две Заповеди, которые выходят как бы дуплетом, чтобы наверняка поразить свою цель. И, думаю, что настало время для точного попадения этих Заповедей в цель! Но разберем сегодня подробно только одну Заповедь - самую первую.

И изрёк Бог все слова сии, говоря:

1 Заповедь: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2 Заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Давайте их поймем и сформулируем в свете Новозаветнего откровения, в свете Заповедей Блаженства. Они не изменились - они лишь раскрылись.

Итак, Первая заповедь в том, что есть только один Бог, заботливый Отец, проявивший Себя в Исходе из Египта.

Это - первые слова, начало Заповедей Божиих и следующего за ними юридического толкования, которое простирается до конца 23 главы. А теперь, внимание, последние слова этого прояснительного блока, которыми и заканчиваются Заповеди:

20 Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил;
21 блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Моё в Нём.
22 Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять всё, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих.
23 Когда пойдёт пред тобою Ангел Мой и поведёт тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их,
24 то не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их:
25 служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Исход 23

Кто есть этот таинственный Ангел, которого послал Господь? Сам Бог? Бог говорит об этом Ангеле как о Самом Себе! Бог вывел народ из Египта. Как? Послал Ангела Своего, Который и представлял Бога. Кто этот Ангел? Это Моисей! Его избрал Бог, Его послал вести народ, и все благополучие народа зависело от послушания этому Ангелу! Вы слышите?

Бог, Единый Бог, был представлен в Моисее - в Своем Помазаннике, а затем в Иисусе Навине, который и введет народ в Обетованную Землю! Но при этом Моисею - этому Ангелу Божию - поклоняться не следовало, но слушать его. Все поклонение было направлено Тому, Кто послал Моисея, Кто действовал через него, Кто жил в нем - Бога Отца, Живаго в Моисее через Святого Духа! А не Земле люди ничему не должны кланяться - потому что люди, нося в самих себе образ и подобие Божие, выше всего сотворенного.

Люди почему-то читают Заповеди, читают, к примеру, Первую Заповедь - но не читают, что Сам Бог сказал о ней, а потому и впадают во всякие религиозные безрассудства. Бог навсегда связал Себя со Своими детьми - помазанниками - без которых немыслимо ни соблюдение заповедей, ни процветание народа. Интересно, что религия началась как раз точно тогда, когда Моисей, Помазанник Божий, видимый представитель Бога на Земле, скрылся на какое-то время (на сорок дней) из внимани народа - Бог пригласил Его в гости:

1 И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь издали;
2 Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. Исход 24

Это происходит сразу же после того, как даны были Заповеди, толкования к ним и подчеркнута роль Бога как Ангела или Моисея. Бог пригласил бы и всех к Себе в гости, но люди в самом начале категорически отказались от этого. Первыми словами записанными в Писании сразу после 10-ой заповеди были:

18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали.
19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Исход 20

Бог хотел всех к Себе пригласить - и хотел, чтобы Его пригласили. Но Бог отнюдь не навязывается. Люди не приняли Его тогда близко - и Бог понимал, не время еще этому было. Пока Он явил Себя только в Ангеле, который вывел народ из Египта. И этого было недостаточно, чтобы люди в полноте познали Отца. Должно было прийти еще откровение в Сыне Божием Иисусе Христе, и тогда Бог повторит попытку сблизиться с человеком:

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною." Откровение Иоанна 3:20

Но тогда, в пустыне, люди были не готовы к принятию Бога в себя. И как программа минимум им был дан Моисей, с которым эта Богонаполненность произошла - как залог того, что однажды людям будет доступна эта благодать сыновства, дочеринства, от которой они отказались еще в Эдеме, а потом еще и в пустыне.

Люди тогда, отказавшись от более близких отношений с Богом, Отцом их, сделали решительный шаг к тому, к чему они так привыкли в Египте и среди окружающих народов - к религии. Но черту они тогда еще не перешли, а черту эту Бог положил в Моисее как Своем помазаннике, как сыне. Моисей - это все, что стояло теперь между людьми и религией. Но Бог знал, что пока есть Помазанник - и пока есть уважение к нему, слушание его - религия будет бессильна перед живой чудотворящей верой. И люди будут получать свои благословения от Отца. Но если Помазанник отвергается, то народ подвергается проклятиям. Помазанник, таким образом, есть тоненькая ниточка на которой повешено благополучие народа. И если эту ниточку оборвать - неверием, сомнением, насилием - то народ падет.

Бог хотел, чтобы это был целый канат, чтобы все дети Его переплелись в один неразрывный канат. Но... не время было. Такое переплетение возможно только во Христе, как в Теле. Но и тогда на пути встанет зловещая тень религии.

А теперь, внимание, тот самый момент, когда религия объяла народ Божий. Как только Моисей скрылся из виду, изчез на месяц с лишним из их поля зрения, народ, воодушевляемый не кем-нибудь, а братом Моисея, Аароном - делает себе религию, создает золотого тельца:

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шёл перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. Исход 32:1

Здесь все предельно ясно, как ясно и то, что народу было предельно ясно, что Моисей был "богом, который шел перед ними", как обетовал Бог, но куда-то подевался. Да и не привыкли люди к житию под харизматическими лидерами типа Моисея. Он, конечно, много для них сделал, но и заставил как следует потрепать им нервы. Он их из насиженных гнездышек вывел, какие-то там язвы на землю навел, с фараоном всех перессорил, подверг смертельной опасности их жизни, поставил их в тупик перед морем, заставил пройти через угрожающе нависающие над тобой воды... Бррррр... Короче, хорошего помаленьку. Рванули немного вперед (неизвестно еще куда - в пустыню) с этим Моисеем, но пора вернуться к нормальной, человеческой, спокойной и предсказуемой религии. Тем более, что первосвященник Аарон, которого Бог назвал "пророком", и который есть родной брат Моисея - совсем не возражает.

Так родилась религия - точнее, так пришла она к народу Божиему. Пришла и осталась. И проблема была не в этом тельце - потому что Бог и Сам сравнивает Себя, и выражает Себя в Тельце, как жертвенном животном:

6 и перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему. Откровение Иоанна 4

И Сам Бог скажет народу сделать еще и изображения херувимов, и даже изображение змеи на кресте. Дело тут даже не в изображениях, а в рождении религии. Аарон, сам того не подозревая, выковал из собранного у народа золота не золотого тельца, а Кольцо Всевластия. Он создал, на основе живой, воплощенной и животворящей, ищущей воплощения веры - религиозный культ. И этот культ, безусловно, был принят народом и с тех пор религия (в том или ином ее виде - тельцы меняются, религия остается) обретала власть над людьми. А тот, кто (подобно Аарону) это Кольцо религиозного Всевластия носил, тот делалс "всевластным".

Дальнейшая история народа Божия - это история того, как это религиозное Кольцо Всевластия будет коррумпировать его носителей, будет подчинять себе (извращать) другие Десять Заповедей, и будет развращать народ. Наконец, вся богопротивная сила этого Кольца проявится тогда, когда священники и религиозные лидеры (носители Кольца) восстанут против Сына Божия Иисуса Христа и убьют Его.

Мы поговорим с вами о том, почему Бог допустил религию, и что Он сокрыл (чтобы это однажды открылось) в религии. Не уходите далеко - продолжение следует!


 
 
 

Comments


Об Авторе

Олег Жиганков портрет.jpg

Жиганков,

Олег Александрович

(род. 19 ноября 1967, Тула, СССР) – теолог и библеист, пастор, профессор богословия и автор, разработавший концепцию «Царства народа святых», согласно которой Россия играет роль мессианского лидера, призванного преобразовать весь мир в Рай 2.0.

Архив

Воины света,
Присоединяйтесь!

Изучаем Священное Писание вместе, отвечаем на трудные вопросы.

  • dzen
  • Telegram
  • VK
  • Youtube
  • Facebook
  • Instagram
bottom of page